Журнал психологии
02.07.2013 в 15:09

Несколько слов об общественном значении и функциях власти

Власть – это вертикальная структура общества. Главной задачей этой вертикали принято считать регуляцию общественных отношений, которые в ходе исторического развития и постоянного структурного усложнения неизбежно сталкиваются с социальной дифференциацией. Яркой иллюстрацией здесь может послужить пример возникновения государства на Руси, где для устранения противоречий славянских и финно-угорских племен со стороны были приглашены варяги с тем, чтобы установить некий единый для всех закон, политический норматив поведения соседствующих субъектов. Впрочем, как показывает всемирная история, дифференциация в обществе может расти не только в ходе его развития, но также и при военном захвате или политическом перевороте. В таких случаях для стабилизации ситуации власть действует жесткими методами, устанавливается диктатура.

 

В ходе развития общественного процесса власть неизбежно сталкивается с задачами, которые ставят перед ней межгосударственные отношения с другими странами, а также институт легитимности, то есть внутреннего соответствия социальным ожиданиям тех, по отношению к кому осуществляются властные полномочия. Ответ на эти задачи обычно не формулируется спонтанно, по факту, но возникает из специфики идеологических предпочтений правящего класса. Однако, история демонстрирует, что философия и практика той или иной идеологии власти всегда резко отличаются, хотя и сохраняют общие предпосылки. Социалистическая философия Карла Маркса имела и продолжает иметь множество последователей среди элит разных стран. Однако, неизбежно в каждой из них эта философия реализовывалась исходя из специфики местного социального ландшафта и геополитических условий. Российская власть столкнулась с этой проблемой после крушения Советского Союза. Калька демократических стратегий США, взятая на вооружение Москвой, обернулась для россиян крахом социальной и экономической систем. И лишь потом в политическом дискурсе власти появляется термин «суверенная демократия», которая, как она задумывалась, должна учитывать мировоззренческий и социальный колорит России при построении демократического общества.

Выделение властью наиболее актуальных проблем общества является важнейшим способом для обретения правящим классом легитимности. Эти проблемы могут быть экономическими, социальными, культурными, политическими, геополитическими и многими другими. Чем шире власть смотрит на общество, тем больше возможности у нее заработать доверие масс. А это в свою очередь дает элитам моральное право вставать выше тех законодательных нормативов, которые были введены их предшественниками. Общество таким образом дает элитам шанс изменить историю, зафиксированную в законах, правилах и политическом устройстве государства.  Власть берет на себя историческую ответственность перед обществом, получая возможность менять основные законы (конституцию), объявлять войны и мобилизовать массы в гигантские модернизационные проекты.

Немаловажным является и то, что одним свом наличием власть порождает в обществе широкий спектр своих противников. Борьба с ними обусловлена важнейшими социальными процессами, зачастую формулирующими политическую повестку дня. Формат диалога власти и оппозиции обычно зависит от степени легитимности правящего класса и идеологических мировоззрений обеих сторон. Однако, вне зависимости от исхода этого диалога, наличие оппозиции, как альтернативы существующей элите, не только помогает власти формулировать насущные проблемы общества, но и заставляет ее проходить постоянный тест на адекватность взятого политического курса.

В целом, власть является социальным стержнем общества, имеющего постоянно усложняющуюся структуру. Она также является рациональным выражением того множества проблем, которые возникают у граждан. Именно с таким условием общество предоставляет властные полномочия элите. И если они не соответствуют этому условию, то в государстве возникает кризис.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий