Журнал психологии
10.06.2013 в 13:43

Идеи Льва Выготского как предтеча информатики

Лев Выготский

Еще в первой половине ХХ века советский психолог Лев Семенович Выготский пытался формулировать влияние алгоритмического мышления на развитие высших психических функций. По его мнению, уже в первобытном обществе люди научились обобщать свой адаптивный опыт в систему знаков и символов, которые становились на уровень подразумевания и таким образом приводили к возникновению новых более сложных комплексов культурно-языкового знания. Как пример, Выготский приводит завязывание узелков на память при пересчете поголовья скота.

 

Такие узелки, либо завязанные разным способом, либо сделанные из разного материала,  могли означать как единицу, так десятку и даже сотню. Символы могли означать не только числа, но и целые зашифрованные послания, инструкции, к примеру, по загону мамонта и первые географические карты. Эти алгоритмические механизмы опосредования, которые Выготский называл «психологическими орудиями» дали человеку фундаментальное преимущество перед животным миром, сделав его доминирующим видом. Таким образом, чем сложнее и разнообразней алгоритмическая структура опосредования, тем выше у человека потенциал для личностного развития и обучения.

Сегодня эта теория Выготского взята на вооружение педагогами во всех образовательных учреждениях. Предмет информатики в них позволяет освоить базовые информационные модели, языки программирования, методы исчисления, моделирование схем тех или иных логических операций, систематизировать элементы разрозненных множеств и многое другое.

Важно отметить, что в данном случае речь идет не столько о принципах функционирования вычислительных машин, сколько об интеллектуальной культуре в целом, где высокие технологии являются ее частным проявлением. Сама по себе компьютеризация, являющаяся следствием технологического, прикладного подхода к информатике, может привести, как отмечают исследователи , не только к благам интенсивной коммуникации, но также и негативу психологической деградации. К примеру, при активном использовании Интернета снижается роль личного общения, что в сумме с общим принципом анонимности глобальной сети приводит к росту «мусорных» потоков непроверенной или откровенно фальсифицированной информации.

Интенсивная коммуникация в таких условиях резко снижает ее ценность и ведет к падению интеллектуального уровня, остановке личностного роста и неспособности к обучению. Таким образом, Льву Выготскому еще до появления информатики удалось выделить наиболее ценные ее аспекты, что существенным образом аффектировало современную образовательную систему.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий