Журнал психологии
10.06.2013 в 13:22

Психоанализ Фрейда, Юнга и Адлера. Часть 2.

альфред адлер

Адлер и Юнг принципиально отрицали главенствующую роль либидо. Первый считал центральным чувство неполноценности, которое появляется у человека еще в детстве, когда он созерцает нечто большее, чем он сам, к примеру, родителей. Стремление устранить это различие запускает механизмы компенсации, которые становятся фундаментальным фактором становления психики и приводят к возникновению «воли к власти». Адлер подчеркивает, что личность является целостной структурой, поэтому она вся выстраивается в соответствие с этими механизмами компенсации, формируется прототип. Соответственно психологические проблемы личности связаны с динамикой взаимоотношений этого прототипа и социальных установок. Их несовместимость приводит к различным девиациям и зачастую является причиной преступности. Как считал Адлер, одну из главных ролей в формировании прототипа играет психологическая инфраструктура семьи и ее внутренний климат. Существенное место здесь занимает мать, как первый «другой» человек, историю взаимоотношений с которым человек экстраполирует во взрослом возрасте. К примеру, слишком строгая мать формирует в ребенке мужского пола пассивное отношение к другим женщинам, что может стать причиной асексуального поведения, гомосексуализма или перверсий.

 

В свою очередь Юнг считал, что сексуальность - это одно из проявлений некой универсальной энергии, идущей из глубин бессознательного. При этом он разделял личное бессознательное и коллективное. В первом случае он следовал базовому определению Фрейда, характеризуя личное бессознательное как продукт вытеснения. Однако, коллективное бессознательное Юнг считал более фундаментальным, поскольку, по его мнению, оно определяет иерархическую структуру импульсов, которые потом проявляются в сознании, проходя сквозь призму личного опыта. Элементами коллективного бессознательного Юнг считал архетипы, прообразы, находя их описания в мифологиях древних, предшествующих культур и соотнося их со сновидениями своих пациентов.  Соответственно главной задачей психиатра он считал реализацию базовых установок коллективного бессознательного в сознании и жизни (Selbst). При этом главной проблемой в отличие от теории Фрейда здесь считается конфликт двух бессознательных – личного и коллективного. В этом контексте вводится даже специальное понятие «тень».  Оно символизирует набор личных установок, которые приводят человека к противоречию с коллективным бессознательным.

Таким образом, Адлер фокусировал свое научное внимание на социализации индивидуума, реализации его прототипа в обществе, а Юнг в свою очередь изучал культурно-исторические предпосылки проявлений человека. Оба они отошли от пансексуализма Фрейда, что привело их к разрыву с ним, и открыло новые горизонты для развития не только психоанализа, но целого ряда смежных наук.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий