Журнал психологии
10.06.2013 в 13:03

Психоанализ Фрейда, Юнга и Адлера. Часть 1.

Зигмунд Фрейд

Прежде чем говорить о классиках психоанализа Альфреде Адлере и Карле Густаве Юнге, необходимо пояснить контекст, в котором они жили и творили. Речь идет о начале 20 века, когда фактически достигнут пик Нового времени, модерна, характерного своей рационально-прагматической культурой мысли. Главными принципами этой эпохи была борьба с иррациональными проявлениями архаического и становления идеалов «гуманизма, равенства и свободы». Народы становятся нациями, а общества гражданскими, развиваются эволюционистские и материалистические теории. Культуры и народы, которые не развивались в контексте парадигмы Нового времени, считались либо недоразвитыми, у которых все еще впереди, либо изначально неполноценными, поскольку оценивались как нерациональные. Таким образом, гигантский пласт психики человека оказался не просто неучтенным, но и самым тоталитарным образом подавляемым. Как пишет Мишель Фуко, именно в Новое время появляются первые психиатрические клиники и дома, где содержали душевнобольных. Их число росло по мере ужесточения цензуры и вытеснения архаических и иррациональных пластов. Собственно на этом фоне и появляются психология и психотерапия.

 

И Адлер и Юнг долгое время являлись учениками и последователями Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. Примечательно, что оба они в последствие порвали со своим учителем, взяв за основы своих учений те штрихи психоанализа, которые он наметил.  Фрейд писал о бессознательном, как о продукте подавления инстинктов (Trieb),  позже добавив к этому определению филогенетическое наследие, которое в соответствие с расовой спецификой заполняется воображением.  Фактически речь шла о репрессии фрагмента психики, которая затем компенсируется во снах, неврозах и патологических проявлениях, постепенно подминая под себя сознательную часть. Сознание постоянно атакуется насыщаемыми энергией бессознательного подавленными инстинктами. Их выведение в «дневную» сферу является центральной задачей психиатра. Фундаментальной ролью в формировании и последующем функционировании личности Фрейд считал сексуальное желание, либидо, которое формируется у человека по мере его взросления. Его производные он находил в политике, искусстве и науке. Таким образом, инфраструктура бессознательного состоит из подавленного сексуального импульса и его производных. Противоречия и временная протяженность в них снимается, они работают сразу все, накладываясь на филогенетическое наследие.

Фрейд также отмечает, что бессознательное аморально и алогично. Фактически оно представляет своего рода «отстойник», который пополняется за счет работы социальных структур и института семьи. Это позволяет сделать вывод, что личность по Фрейду с самого начала обречена на невроз и врач в данном случае может только снизить динамику его протекания. Конечно, основатель психоанализа подозревал, что бессознательное скрывает в себе существенно более сложные механизмы. Однако, при этом он принципиально не углублялся в их специфику, как это делал Юнг, и сосредотачивался на своих пансексуалистских гипотезах.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий